Вот уже две недели открыта выставка «Столетие норильской рекламы» в художественной галерее. За это время набор экспонатов изрядно истощился, особенно после музейной ночи в День металлурга. Оно и правильно, многое из представленного — реклама, и если её хотят унести с собой — удачная.
Сворачивать рекламу, чтобы сберечь деньги, — всё равно что останавливать часы, чтобы сберечь время.
Э. Маккензи
Идея создания выставки появилась у работников
«зпПЛЮС» накануне празднования дня рождения
издания. Ведь
рекламная газета ценна, прежде всего, взаимоотношениями с рекламодателями и читателями — главными потребителями
рекламы. Поэтому единственный способ сделать всем хорошо — это сделать что–то интересное. И выставка получилась действительно любопытной.
— Мы чётко разделили экспозицию на три части: «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее», — рассказывает один из идеологов выставки Максим Ежков. — При подготовке материалов выяснилось, что
рекламируют в Норильске всё и вся уже порядка 70 лет, а если заглянуть в грядущее, то можно представить себе и целое столетие. Так родилось название выставки:
«Столетие норильской рекламы».
Прекрасное далёко
Самые старые
норильские экспонаты выставки датированы 1948 годом. То, что печаталось тогда в предшественнице
«Заполярной правды», газете «Сталинец», с трудом можно назвать
рекламой, но уже тогда без
информации о товарах и услугах обойтись было невозможно. Послевоенный Советский Союз возвращался к мирной жизни, появлялись
новые товары, открывались учебные заведения — всё это надо было
рекламировать. Учитывая тогдашний уровень развития
средств массовой информации,
рекламные объявления были не более информативными, чем «заборная живопись». Тем интереснее смотреть на торжество
рекламного искусства сейчас и сравнивать с тем, что было тогда.
— Кстати, многие заблуждаются, полагая, что
реклама ушла очень уж далеко вперёд за последние десятки лет, — отмечает Максим Ежков. — Старейший экспонат выставки — газета «Нива» 1907 года выпуска из города–прообраза
Норильска Санкт–Петербурга — заставляет поверить в то, что изменились рекламные технологии не так сильно. Например, уже больше ста лет назад активно использовался приём «до/после», причём для тех же косметических процедур, что и сейчас. Сегодня, показывая дам «до» приёма препаратов и «после», нам предлагают «похудение». Век назад процесс назывался более романтично: «Верное лечение тучности». Кстати, коробка этих самых «антитучных» средств стоила соизмеримо с готовым зимним мужским костюмом из «лучших аглицких шерстей».
Даже
рекламируемые товары не сильно меняются, разница лишь в том, что, например, столетие назад пурген позиционировался как продукт передовой фармацевтики, сейчас же это имя нарицательное, а заменить его можно любым йогуртом из любого
магазина.
Прослеживая
рекламную цепочку ближе к нашему времени, можно чётко уловить качественные изменения в жизни рядовых
норильчан. Например, если в 1950–х был резон
рекламировать открывшуюся музыкальную школу, где, кстати, стоимость обучения зависела только от зарплаты родителей ребёнка, то уже в 1980–х устраивались ярмарки дорогих часов и шуб. Жить становилось лучше и даже веселей. Кстати, не многие знают, что механический завод выпускал вполне «мирную» продукцию: железные тумбочки под холодильник или решётки для раковин. И даже такие вещи
нуждались в рекламе.
Тенденции
Интересно сравнивать конец 1980–х с нынешним днём. Сейчас предприниматели стремятся во что бы то ни стало угадать вкусы покупателей и привезти
в город то, что будет востребовано. Раньше же
товар сначала привозили, причём какой попало, а уж потом убеждали людей, что он им нужен, потому что другого всё равно нет. На выставке можно увидеть красноречивые
статьи о том, какие чудесные блюда можно сделать из сухого киселя или суперзакуску из консервы «окунь терпуг в подсолнечном масле». Начинались они со слов: «Если у вас завалялась банка «окунь терпуг в подсолнечном масле», не спешите расстраиваться...». Сейчас себе такое представить сложно.
Золотой век
Наибольший интерес у современных рекламодателей, пожалуй, вызывает та часть выставки, где представлены образцы
современного рекламного искусства. Помимо экспонатов хозяина выставки, газеты
«зпПЛЮС» там представлены макеты первых полос газеты
«О,Кей»,
рекламные ролики всех без исключения
телеканалов города. За это большое спасибо
рекламным агентствам местных
телестудий «Канал–7», «Северный город» и «Вести Норильск».
Как говорят сами
рекламщики, последнее десятилетие, а особенно самое его начало, можно назвать золотым веком
норильской рекламы. Именно тогда снимались интересные постановочные игровые ролики, появлялись
новые рекламные возможности, открывались
издания. В общем, бизнес рос и развивался активнее, чем когда–либо.
Надо сказать, что в выставке приняли участие практически все ныне действующие
рекламные агентства города. И «Мандарина», и агентство «Кактус», которое порадовало посетителей своими слоганами: «У всех лето, а мы пашем!», «Фотообои. Дорого, зато твоя фотка!». А рекламодатели просто таки «захламили» своими
рекламными материалами и сувенирной продукцией павильон выставки. Собирателям подобных материалов есть смысл её посетить, кое–что ещё осталось.
Среди экспонатов выставки нет одного новшества, которое должно кардинально изменить метод подачи рекламы. Как рассказывает главный редактор «зпПЛЮС» Алёна Фельдман, уже в течение недели–двух в норильских магазинах появятся скетч–карты, с помощью которых можно будет подать объявление в «зпПЛЮС» не выходя из дома. Вы просто покупаете карточку и звоните оператору, номер которого указан на карте. Сообщаете ему секретный код, и ваше объявление выходит в ближайшем номере газеты. Сообщить о своей продаже или покупке теперь так же просто, как и пополнить баланс мобильника. |
А будет так
Временное затишье в
рекламном бизнесе гости открытия выставки называют не закатом
норильской рекламы, а лишь проявлением некоей цикличности. Так сложилось, что в силу очевидных обстоятельств
рекламный бизнес в Норильске отстаёт от своих собратьев в мегаполисах. А общероссийская
реклама пока ещё лишь впитывает самые перспективные западные тенденции. Поэтому будущее
норильской рекламы можно увидеть уже сейчас, правда, только в
макетах и фотографиях. Их на выставке немало, и это должно заинтересовать студентов норильских вузов, которые изучают сейчас одну из самых перспективных профессий — рекламист.
Выставка «Столетие
норильской рекламы» будет открыта для всех желающих совершенно бесплатно ещё две недели, до 15 августа, в Норильской художественной галерее на Талнахской, 78.
Николай МАКСИМОВ
Фото Владимира МАКУШКИНА