Каковы перспективы освоения Сибири, почему необходимо искать альтернативу Китаю, сколько времени продлится кризис в России – об этом и многом другом шла речь на II Международной научной конференции “Сибирский плацдарм: проблемы и задачи экономического развития Сибири и Красноярского края”, ставшей одним из значимых событий XIII Красноярского экономического форума.
В течение двух дней депутаты Законодательного собрания, члены краевого кабинета министров, Совета по внешней и оборонной политике, видные ученые, представители крупного бизнеса, в том числе компании “Норильский никель”, обсуждали проблемы и перспективы сотрудничества Сибири и Красноярского края со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Дискуссия проходила на одной из площадок КЭФ – в Сибирском федеральном университете.
Китай стал слишком дорогим
Как отметил в своем докладе российский политолог, директор центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Тимофей Бордачев, поворот на Восток – как масштабный план переориентации внешних связей на страны Азиатско-Тихоокеанского региона – был запущен два года назад. Однако это недостаточный срок для того, чтобы оценить результаты.
– Мы не можем говорить, что поворот не сработал, – высказался эксперт. – Не сработали ожидания тех, кто думал, что можно сделать все за один-два года, кто думал, что стоит позвать азиатских инвесторов – и они будут заниматься благотворительностью. Давайте иметь терпение и начинать спокойно работать.
Тему переориентации экономики на Восток продолжил руководитель школы востоковедения НИУ “Высшая школа экономики” Алексей Маслов. По его словам, проблема в том, что Россия плохо знает, что собой представляет современный Китай. Как результат – из 56 проектов, которые Россия предлагала восточным партнерам, ни один не был ими профинансирован.
– ВВП Китая падает… И вот в этот момент, когда Поднебесная пытается ребалансировать свою экономику, Россия предлагает ей многие нереальные идеи, и поэтому состыковки не происходит.
Как отметил докладчик, производство любой продукции в Китае заметно подорожало.
– Только за 2015 год удорожание составило до 30%. Таким образом Китай сегодня не просто перестал быть самой дешевой страной мира и Азии, но стал одной из самых дорогих, – подчеркнул Алексей Маслов. – То есть производство товара даже в Южной Корее сегодня дешевле, чем в Поднебесной. Не так давно мы просчитывали деятельность одной российской дальневосточной компании, которая размещает заказы в КНР. Простейшие расчеты показывают, что, делая это во Вьетнаме, а не в Китае, можно было повысить прибыль на 60%. Но психологически мы продолжаем работать по модели, которая у нас существует уже пять-шесть лет… Иллюзия Китая продолжает существовать. И масса российских компаний пытается разместить заказы именно в этой стране.
При том что, по словам эксперта, уровень заработной платы почти вполовину в Китае выше, чем в других странах Юго-Восточной Азии. Из-за чего китайские компании активно переразмещают свои производства в Малайзии, Индонезии, Вьетнаме… В Поднебесной подорожали кредиты, большие операционные расходы, огромные налоги. Еще одна проблема – высокий уровень урбанизации, который сегодня составляет 55%. Китай – это уже не сельскохозяйственная страна. Посевных площадей в Поднебесной сейчас всего 9,5% – меньше, чем в островной Японии. Поэтому наиболее перспективным направлением сотрудничества России и Китая эксперт считает экспорт отечественных продуктов питания, в первую очередь экологически чистых. Но и здесь все не так просто: импорт продовольствия китайцы увязывают с полным контролем над соответствующей сельхозотраслью в стране-экспортере, как это случилось в Латинской Америке, Казахстане или в Украине, отдавшей, по сути, свой агропромышленный комплекс на откуп Поднебесной. А Россия, обеспечивающая собственную продовольственную безопасность, с такими условиями категорически не согласна.
– Что сегодня импортируют в Китай? Электронику, – обратил внимание эксперт. – А вот потребность в нефти и газе здесь падает с огромной скоростью. КНР закрывает свои нефтеперерабатывающие заводы, потому что они становятся невыгодными… В Китае наступает настоящий промышленный кризис. Это не крах экономики страны. Однако КНР сегодня сокращает производство. В стране возросло социальное недовольство. Для нас это важно, потому что нам нужен стабильный партнер… Когда мы выходим со своими предложениями на китайские рынки, они неинтересны КНР сегодня. В реальности Поднебесная работает на малом плече отдачи – чтобы вложения быстро окупались…
Как обратил внимание эксперт, за ноябрь 2015-го – январь 2016-го Китай заметно нарастил торговлю с Турцией, с Украиной.
– При этом, надо отметить, КНР действует не эмоционально, а очень прагматично в экономике, не пытаясь каким-либо образом обидеть или оскорбить Россию. Основная сложность заключается в том, что мы предложили Китаю инвестиционную модель, не понимая, что там происходит. Но Китай не является инвестором российской экономики! И, судя по всему, не собирается им быть. И главное – он никогда и не обещал им быть. Это мы так думали… Мы не слышим, что говорит КНР. Мы не понимаем бизнес-модель Китая.
По словам Алексея Маслова, минус в том, что о территории опережающего развития в Юго-Восточной Азии почти не знают.
– То есть, предлагая уникальные условия, РФ не может их транслировать на азиатские рынки. Поэтому очень важно самим строить кампанию по продвижению своих интересных предложений в Китай. При этом нужно учитывать то, что хочет КНР, а не то, что хотим мы. Второе – правильно оформлять подачу проектов и предложений. И третье – надо запастись терпением. Переговорный процесс может длиться более года. Учитывая все это, я думаю, можно привлекать большие деньги в совместные проекты и поставлять в Китай необходимые виды продукции.
С другой стороны, отметил эксперт, если есть альтернатива, стоит обратить внимание на другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай, конечно, велик, но на нем свет клином не сошелся.
“Страну надо открывать”
А вот в Сибири все не так плохо, отметила в своем докладе “Регионы Сибири: возможности и риски развития” профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Хотя кризис, конечно, ощущается. При этом надо честно признать: кризис, в котором сейчас находится наша страна, будет затяжным. Экономический рост начнется не ранее чем через три-четыре года.
В то же время, если сравнивать с кризисами прошлых лет, нынешний видится более позитивным: “все, что мог, рынок уже просанировал”. Московский эксперт на конкретных данных сравнила состояние регионов Сибири, Дальнего Востока, других субъектов РФ и заверила, что Красноярский край выглядит на этом фоне достаточно оптимистично. Более того, за счет роста в агропромышленном комплексе и нефтегазовой отрасли, а также инвестиций в сырьевую сферу он переживет неблагополучные годы лучше других.
– Чем трезвее мы будем смотреть на ситуацию, тем лучше. Январь-февраль 2015 года: по Сибири объем инвестиций от общего объема в России 11%, а у Дальнего Востока – 7%. Красноярский край за это время получил примерно столько же инвестиций, сколько Питер, показатели которого были всегда много выше. Причина? Нефть и газ. И это сейчас основа некой стабильности Красноярского края. Поэтому Сахалин, Красноярский край, Иркутская область и частично Якутия – это на несколько лет зона некоторой инвестиционной безопасности, – подчеркнула докладчица.
Проблемой в целом по стране она назвала падение потребительского спроса – прежнего уровня потребления уже не будет.
– Вся Сибирь чувствует себя столь же дискомфортно, как и остальные регионы России. Если мы меньше потребляем, это скажется на импорте китайской продукции. Население поджалось. И это будет не один год.
Что касается низкой безработицы в Сибири, то ее эксперт назвала специфической, поскольку, во-первых, она свидетельствует о старении трудовой силы, а во-вторых, о том, что люди не находят альтернативной занятости – мобильность в Сибири с ее расстояниями затруднена.
Серьезным вызовом остается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Поэтому открытость иностранным инвесторам, стимулирование развития крупных городов и децентрализация бюджетов – это, по мнению эксперта, назревшая необходимость.
– Разнообразный природный ресурс при ухудшившихся рынках, при снижающемся спросе… Уже под вопросом человеческий капитал – и количественно, и качественно. И что же делать? Страну надо открывать. Не сидите как собака на сене! Отдайте в аренду землю на 20 лет, а еще лучше – на 30–50 лет с контролем ее качества – и вы решите проблему институционально, – эмоционально завершила свое выступление Наталья Зубаревич.
– Мы испытываем заблуждение, что китайцы только копируют. Они уже другие, – в свою очередь высказался Александр Идрисов, президент консалтинговой компании Strategy Partners Group. В своем докладе он привел конкретные примеры в области производства специализированных видеокамер, которые закупают в КНР крупнейшие мегаполисы мира, и другой инновационной продукции.
Переходя к стратегии, эксперт сказал, что любой подобный документ должен отвечать на два вопроса: как удержать таланты и как привлечь капитал. В частности, необходимо поддерживать студенческое предпринимательство. К примеру, в США ежемесячно создается 530 тысяч стартапов. Большая часть из них сосредоточена вокруг университетов. И если бы российские власти изъявили желание поддержать бизнес в студенческой среде, то наметились бы перспективные точки экономического роста. В завершение своего выступления Александр Идрисов актуализировал тему развития технологий, которые способны дать экономический эффект.
По завершении дискуссии на втором пленарном заседании участники продолжили работу за круглыми столами и в тематических секциях. Краткие итоги двухдневной конференции были подведены на заседании Сибирского экспертного клуба “Будущее Сибири: от размышления к действию”. Проводивший рабочую встречу председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс подчеркнул, что такого рода научные форумы должны регулярно созываться на берегах Енисея. Это позволит красноярским ученым и экспертам совместно с коллегами из других регионов выработать конкретные предложения, которые лягут в основу новой идеологии освоения Сибири.
Медиа Сервис Сделка
|