Утром 16 марта в Норильске было объявлено штормовое предупреждение. Ухудшение погоды ожидалось после 14 часов. С 16.00 в связи с усилением ветра по решению ГИБДД автодорогу Норильск — Кайеркан закрыли для движения легкового транспорта. В течение часа погода ухудшилась настолько, что после 17.00 дорогу закрыли полностью, в том числе и для автобусов. Тем не менее на трассе застряли служебные, рейсовые и частные автобусы, которые вывозили людей с работы. Усугубили ситуацию легковушки, из–за которых создалась основная масса дорожных заторов.
|
Олег Курилов |
— Частные легковые автомобили на трассе — это распространенная проблема в шторм, – отмечает
глава города Олег Курилов. — Люди по хорошей погоде приезжают на «Надежду», а после закрытия дороги пытаются проскочить по метели домой. Так, в понедельник водитель внедорожника пытался объехать пост ГАИ на Купце и врезался в железнодорожный состав. Хотелось бы, чтобы люди более ответственно относились к объявлению о закрытии дороги. Не надо испытывать судьбу. Впрочем, ни в одном из ДТП, произошедших в тот вечер, пострадавших не было.
Штаб «Шторм» начал работу вовремя, сообщил градоначальник, кайерканская рабочая группа своевременно выдвинулась в сторону «Надежды», чтобы эвакуировать людей с трассы. В «Норникеле» также оперативно приняли решение об объявлении актировки для сотрудников «Надежды», медного и никелевого заводов.
Людей, не сумевших выехать из Норильска и Кайеркана, сразу предупредили о том, что дорога будет закрыта до восьми часов утра. Около 30 человек остались на ночь в автовокзале Норильска, остальные нашли где переночевать. В Кайеркане для 18 ребятишек, которых родители не смогли забрать из детских садов, в трех дошкольных учреждениях были организованы ночные группы.
...Утро понедельника выдалось тихим. Ничто, как говорится, не предвещало: на голубом небе вставало солнце, морозец минус 28 намекал, что лучше одеться потеплее. Актировка по 11–й класс вызывала у людей недоумение.
— Актировка? — с надеждой спросила моя дочь–второклашка.
— Никакой актировки. Погода прекрасная, собираемся в школу, — отрезала я.
В четыре часа дня мне позвонила мама девочки–одноклассницы:
— Здесь очень метет, машины проехать не могут. Лизу забрать?
— Конечно, забрать, приеду в течение часа, — заверила я. И забрала ребенка от добрых людей только на следующее утро.
|
Марина Андриюк |
Куда ты завёз нас?
На автовокзал мы с подругой–коллегой приехали около пяти вечера. В 31–м экспрессе на 17.15 было буквально не протолкнуться. До Купца ехали медленно, но уверенно. Люди осторожно переглядывались: пропустят ли на посту ГИБДД? Пропустили. Все порадовались, но уже за насосной подстанцией автобус кое–как проехал через первый перемет. Испуганная женщина с округлившимися глазами говорила кому–то по телефону: «Мы застряли. Это черная пурга!» Вот ведь накаркала...» В третьем сугробе автобус прочно застрял. Всем пришлось выйти, чтобы машина стала легче, мужчины стали выталкивать ее из снега. Не выкатывать, а буквально выталкивать, раскачивая из стороны в сторону. Не знаю, как автобус не повалили набок, но из сугроба его достали.
В салон все вернулись совершенно заснеженные и мокрые, надеясь скоро обсохнуть дома, но не тут–то было. У поворота на АБК «Южный» автобус остановился, казалось, навсегда. Пассажиры звонили кто куда мог, везде им советовали набраться терпения: такова дорожная ситуация, тяжелая техника выехала, ждите. Водитель сообщил, что ничего знать не знает, видит впереди аварию и машины ГАИ, нервно попросил не нажимать кнопку требования остановки. Но когда полсотни людей после работы три часа стоят в замкнутом пространстве, рано или поздно у них появляется потребность подышать воздухом. На потолке автобуса собрался конденсат, отчего, очевидно, и замкнуло в итоге проводку. Двигатель заглох, свет погас. Водитель предположил, что все произошло из–за того, что люди нажимали кнопку, и, конечно, они во всем виноваты.
Около девяти вечера мы пересели в автобус, стоящий позади нашего. Там провели еще около часа, пока не пришла обещанная тяжелая техника: несколько КамАЗов и «Уралов». Началось какое–то движение, женщин пересадили в «Урал», и все уже предвкушали домашний чай с плюшками... Через нескольких безуспешных попыток проехать по заметенной дороге наши спасатели сообщили, что дороги нет ни вперед, ни назад, поэтому всех будут перевозить на «Южный». Сообщение это восторга у людей не вызвало, хотя мне лично казалось, что там есть хоть какая–то цивилизация: горячий чай, туалет... От запасной двери, возле которой я сидела, сильно задувало — не холодно, но мокро. Мои синтепоновые штаны быстро промокли, пуховик стоящей рядом девушки впору было отжимать. Хотелось тепла и сухости. Наши собратья (или сестры?) по несчастью снова — в который раз? — стали звонить в МЧС, требовать увезти нас домой: «Среди нас беременная женщина, ей нужна помощь». Сама женщина не выражала никакого беспокойства, расстраивалась только, что сел телефон.
В «Урале» мы провели часа полтора. Домой приехали около полуночи, проведя в дороге больше шести часов, но миновав высадку на АБК «Южный».
Тут напрашивается несколько закономерных вопросов. Авария на повороте к АБК «Южный» произошла намного раньше, чем автобус № 31Э выехал на трассу, — почему его выпустили? Если на дороге затор, почему автобус не повернул на ЦБК, чтобы высадить людей хотя бы там, а не держать их шесть часов на дороге?
Спасение застревающих...
|
Анна Фоменко |
Анна Фоменко, заведующая учебной лабораторией кафедры МИГ Норильского индустриального института, села в «экспресс» чуть раньше нас, в 17.00. Доехала до поворота на «Южный», где автобус остановился, пассажиры провели там три часа. При этом они сидели в четвертом по счету автобусе, позже за ними пристроился еще один. В восемь водитель сообщил, что солярки надолго не хватит, и нужно пешком идти до АБК. Там, к счастью, работало кафе, где люди просидели до полуночи. Хозяйка разрешила даже телефоны зарядить. Но кафе нужно было закрывать, ночевать там, конечно, было никак нельзя. Анна начала дозваниваться до дежурного диспетчера управления городского хозяйства, затем — в МЧС, чтобы понять, какие меры принимаются, чтобы вывезти людей домой. В первом случае на другом конце провода очень удивились тому, что кто–то из пассажиров находится на «Южном»; во втором — сказали, что сейчас все силы направлены на помощь жительнице Кайеркана, у которой начались схватки. В службе 112 Анне посоветовали идти по галерее на ЦБК, откуда будут отправляться колонны, на АБК находиться бессмысленно. Она в свою очередь сообщила, что среди пассажиров находятся 35 женщин, есть девчонки–студентки и пожилые люди, которых нужно доставить домой в первую очередь.
|
Анна организовала всех, кто был на «Южном», и люди направились к центральному блоку комбината. В галерее, по ее словам, прямо на полу спали рабочие, которые закончили смену в 16.00 и не успели выехать с завода. Вахтовка спасателей приехала за женщинами около трех часов ночи. Остальные уехали домой только на колонне, отправлявшейся с ЦБК в Кайеркан в 8.00.
У этой группы пассажиров также возник ряд вопросов. Почему диспетчеры НПОПАТ никому не передали информацию о том, что на АБК находятся высаженные пассажиры? Почему за десятилетия существования штаба «Шторм» на ЦБК не обустроен зал ожидания, не говоря уж об организации горячего питания? Почему не работает система оповещения хотя бы на уровне автобусов НПОПАТ: водитель может связаться с диспетчером и сообщить пассажирам о существующей ситуации, однако люди по–прежнему получают информацию кто как умеет.
— Каждый раз при закрытии дороги мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами: нет никакой координации, информации и организации пассажиров, — подводит итог Анна.
После шторма
Рабочая группа штаба «Шторм» была собрана в 17.00. В 18.00 началась организация эвакуации пассажиров, которые находились в автобусах, последних пассажиров эвакуировали с трассы в 22.45.
|
Виктор Калинин |
— Это были и рабочие смены из Алыкеля, которые не смогли доехать до Кайеркана, и пассажиры автобусов НПОПАТ, которые находились на трассе Норильск — Кайеркан. Домой они прибыли, конечно, значительно позже, но с дороги людей забрали именно в 22.45, — сообщил
Виктор Калинин, заместитель руководителя администрации Норильска по городскому хозяйству.
В общей сложности были эвакуированы порядка 300 человек. Транспорт в таких случаях выделяют управление ГО и ЧС и предприятие «Норильский промышленный транспорт». На трассу было направлено восемь вахтовок.
Штаб «Шторм» продолжал работать всю ночь, утром было принято решение об отправке колонн с автовокзалов Кайеркана и Норильска. В 8.20 из Норильска ушло 22 автобуса в сторону «Надежды», и 12 машин туда же было направлено из Кайеркана.
— В целом после метели ситуация по городу лучше, чем ожидалась, — отмечает Виктор Калинин. — Серьезных повреждений не зафиксировано, фонарные столбы нигде не повалило и кровлю не сорвало.
Марина АНДРИЮК
Фото Елены ХУДАНОВОЙ, Ксении НОВИКОВОЙ, а также пассажиров застрявших автобусов