[Предыдущая статья] [Следующая статья] [В начало]

ДАТА
Будни «Cкорой»
Норильской станции скорой медицинской помощи исполнилось 70 лет
Сегодня жителям Большого Норильска круглосуточно оказывает помощь 21 бригада: 2 реанимационные, 2 кардиологические, 1 педиатрическая, 1 психиатрическая, 4 бригады общего профиля (линейные) и 3 фельдшерские. 3 врачебные бригады общего профиля и 2 фельдшерские дежурят на подстанциях Талнаха, 2 врачебные и 1 фельдшерская — в районе Кайеркан. «Скорая» по максимуму радиофицирована, мобильная связь для всех бригад — «03». С «УАЗов» сотрудники «Скорой» пересели на «ГАЗели».
Всего на станции скорой медицинской помощи в Норильске работают 260 человек: 67 врачей (24 имеют высшую категорию, ещё 24 — первую и вторую категории) и 132 человека среднего медицинского персонала (из них у 52–х сотрудников — высшая, у 20–ти — первая категория).
За последние два года по национальному проекту «Здоровье» норильская «Скорая» получила 10 новеньких автомобилей с современнейшей «начинкой» — дефибриллятором, аппаратом для искусственной вентиляции лёгких и другим оборудованием, без которого трудно себе представить современную «неотложку».
1939 — 2009
1939 — Приказом начальника Норильлага лейтенанта госбезопасности Алексеенко № 30 от 01.02.1939 при поликлинике вольно–наёмного состава организуется «скорая» помощь штатом — из одного врача и двух медсестёр, транспортом — лошадь с телегой, техническим персоналом — 1 возница. Так начиналась норильская «неотложка».
1942 — у «Скорой» появляется свой телефонный номер — 7–1.
1944 — «Скорая» расположится в бараке в районе рудника «Заполярный», вместо лошади появится приспособленная машина, американский «МАК». Дежурный медработник принимает вызов, закрывает «Скорую» на амбарный замок и едет к больному.
1953 — у «Скорой» 4 машины, переделанные из пожарных, в штате по–прежнему фельдшеры.
1956 — за год «Скорая» обслуживает около 7 тысяч вызовов. «Из–за снежных заносов машина «скорой» останавливается далеко от балка, а фельдшер с тяжёлым чемоданом идёт на вызов.
1961 — «Скорая» переезжает на 1–й этаж дома на Ленинском, 7. В гараже уже 7 машин и своя диспетчерская служба. «Главный врач
М. Б. Аксельруд и его заместитель С. И. Орешкин превращают норильскую «Скорую» в отлично оснащённую организацию».
1963 — открывается подстанция «Скорой помощи» в Талнахе: в 9–метровой каморке с каменным полом и одной «Волгой», сутками дежурившей на улице (в ней же приходится принимать роды).
1967–1972 — появляются спецбригады, резко понизившие смертность на догоспитальном этапе: в 1966–м — кардиологическая, в 1967–м — реанимационная, в 1972–м — 2–я кардиологическая.
В 1969 году подстанция «Скорой» создаётся в Кайеркане.
«Фельдшер–реаниматолог
В. В. Леонтьев приспосабливает к «уазикам» медоборудование, которое изучил до винтика».
1975–1980 — получены новые санитарные автомобили, новейшее оборудование, созданы 2–я реанимационная, психиатрическая, педиатрическая бригады.
Примером беззаветного служения людям за эти годы стало множество врачей: Механошин, Алексеев, Саранин, Серикова, Кузина, Айвазов, Асташонкова, Раждаева, Васильев, Бойко, супруги Ипонардины. Кроме квалификации им требуется выносливость, быстрота реакций, сострадание, готовность десятки раз подниматься по лестничным маршам и даже отдавать больному свою кровь. Со всем этим справляются врачи Егоров, Литичевский, Гуляева, Павленко, Денисенко, Волосков, Мусакиева, Насыров и др.
1981 — «Скорой» руководит А. И. Смаколин, санитарный транспорт радиофицирован рациями «Лён», введена магнитофонная запись приёма вызовов.
Улучшается диагностика, и норильские «скорые» показатели становятся выше краевых. Врачи «Скорой» проходят специализации при ведущих клиниках и институтах СССР, внедряют у нас самые передовые технологии.
1991 — главным врачом станции назначен А. Ф. Насыров, рачительный хозяин. Обновляется автопарк, реанимационная и кардиобригады получают ярко–жёлтые оснащённые санитарные автомобили на базе «ГАЗели».
2001 — норильскую «Скорую» возглавляет В. В. Мороз, кандидат медицинских наук член редколлегии журнала «Неотложная помощь».
Радиус обслуживания «Скорой» xxi века составляет 50 км, в год «Скорая» выезжает на 75 тысяч вызовов.
2002 — в Норильске проходит научно–практическая конференция «Актуальные вопросы оказания экстренной медицинской помощи, учреждается Таймырское региональное отделение ННПОСМП (председатель И. А. Хмара).
2004 — произведён капитальный ремонт на подстанции Талнаха.
2007 — «Скорая помощь» в Норильске из тесного здания на Кирова, 1а, переезжает на Талнахскую, 14, — с удобными ординаторскими, комнатами отдыха, большим гаражом.
Владимир Мороз, главврач «Скорой помощи»:
– Круглосуточно в ответ на телефонный звонок к больному отправляется бригада медиков. Они спешат, они не имеют права задержаться в пути, их ждёт страдающий человек, и нет большей радости для медработника, чем помочь больному, избавить его от мук, а порой и спасти от гибели.
Такая у нас работа — делать людям добро, делать его неотложно, экстренно...
– 70 лет, как вы сказали, один раз случается. А что ещё один раз в жизни бывает, Владимир Васильевич?
– Рождение и смерть. Мы, «Скорая», можем быть только участниками либо соучастниками этих событий в судьбе каждого человека. К сожалению, мы не боги...
– Ваши приоритеты — личные и как главного врача такого сложного «организма»?
– Прежде всего человека определяет работа, следом идут семья и дом, здоровье. Всё это перекликается, так как карьеру во имя карьеры я не принимаю.
Среди профессиональных приоритетов выделяю людей и технологии. Вообще в медицине тяжело что–то перестраивать, это одна из консервативных отраслей, и для меня важно было лишь улучшить то, что есть, не разрушив старые добрые традиции. На сегодняшний день наша гордость — новое здание, капитальный ремонт подстанции Талнаха. 2 года назад бытовые условия «Скорой» были более чем скромные. Сегодня у нас рядом гараж, тут же — здание АБК, везде тепло и уют. В приоритете — качественное оказание медпомощи на догоспитальном этапе, это достигается кадровым потенциалом, повышением квалификации персонала, дополнительным образование медиков. К нам приезжают ведущие практики страны, и наши работники могут поспорить с профессионалами из других городов России.
– Злые языки говорят, что у «Скорой», кроме анальгина и пенициллина, ничего в арсенале нет...
– Эти люди, наверное, никогда не вызывали «Скорую». Многие препараты, выработав свой ресурс, отходят на второй план. Вместо них появляются новые. За последние пять лет в практику вошли противоастматические препараты (пульмикорт, беродуал), гипотензивные препараты в таблетках (коринфар, энап), нейропротекторы (семакс, глицин), внутривенные (эналаприлат), аналгетики (ксефокам, кеторол, ревалгин) и так далее. Мы работаем с новой методикой при лечении верхних дыхательных путей. С нашей протекции люди покупают специальные противоастматические аппараты, и это сокращает количество вызовов «Скорой» — народ сам справляется с несложными обострениями.
– Чем, кроме нового здания и машин, вы можете похвастать?
– У нас наконец–то появилась «следящая» аппаратура, дающая возможность контролировать то, что происходит с пациентом. Имея такую видеоаппаратуру, можно «убрать» руки, «убрать» глаза, «убрать» лишние манипуляции среднего персонала — она избавляет от суеты. Остаётся смотреть на монитор и думать, чем и как помочь человеку.
– Самый тяжёлый вызов на вашей памяти?
– На талнахской дороге прошлым летом — случай с маршруткой. Ещё серьёзнее было, когда упал самолёт. Часто выезжаем по линии ГО и ЧС, на «Буранах», в тундру, на озёра. В городе — пожары и дорожно–транспортные происшествия, отравления угарным газом, суицидальные попытки, сложные роды в дороге и много ещё чего, всего не перечислишь.
– Врачи «Скорой» — какие–то особенные люди?
– Они все — немного психологи, немного реаниматологи, спецы широкого спектра и высочайшего уровня. И у всех есть какое–то шестое чувство: мы можем прогнозировать и предвосхищать ситуацию.
«Скорая», слушаем
Врачей «Скорой помощи» называют «скорочами». Одним из самых горячих цехов «скорочей» считается диспетчерская. Вот где в буквальном смысле «ни секунды покоя».
– С 25 декабря в этом году — тяжёлое время, вызовов масса, до сих пор многие от праздников не отошли, — говорит Лидия Кононенко. За прошлую смену только днём — 104 вызова, а после нуля часов начинается... К сожалению, бывают ложные вызовы — это когда приезжаешь, а там тебя и не ждали вовсе или говорят: «Рука порезана», а на месте выясняется, что у собаки что–то с лапой. Из–за ложного вызова можно не успеть на чрезвычайный — в этом–то и беда.
Раньше в городе телефонов мало было, и уж если вызов поступал, то он действительно требовал оперативного вмешательства медиков. Народ деградировал: нынче есть и неадекватные звонки — секс по телефону нужен, сигареты кончились, денег нет, кошка заболела, градусник разбился. Кому–то просто пообщаться хочется, кому–то — злость на нас вылить... Чего мы только не наслушались за свою жизнь!
Вообще, наплывами обычно бывает: ну с давлением понятно — тут погода, но странно, когда все вдруг то падать начинают, то астматики сплошняком идут, то у всех животы болят, то судороги хватают...
– Обычно нас «бомбят», когда поликлиники закрываются, — продолжает диспетчер Валентина Трач, — или когда человек не хочет в поликлинику обращаться — там очереди и полисы страховые требуют. А мы работаем без полисов и прописок, так как обязаны помогать всем, кто к нам обратился. И бомжам, и асоциальным типам: всем, кто никому по большому счёту не нужен.
* * *
Диспетчер из Кайеркана Татьяна Нецветаева сложными вызовами считает падения с высоты, ДТП и боли в сердце: никогда наверняка не знаешь, чем твой визит к больному закончится.
* * *
Диспетчер, а ранее фельдшер «Скорой помощи» Лидия Икаева рассказывает о том, как принимала роды на трассе в 30–градусную жару:
– Водителем на выезде был Александр Злобин, сейчас он начальник автохозяйства. Пришлось принимать роды у женщины прямо в машине: жарко было, как в сауне. Мамочку везли из Кайеркана: крепенький мальчик родился около медного завода...
* * *
– Обязательно, — попросили «Заполярку» фельдшеры и диспетчеры службы «03», — поблагодарите наших водителей. Без них, незаменимых, скромных, трудолюбивых и мужественных, без их быстрых железных коней нашей согласованной экстренной работы не было бы вовсе.
Репортаж в белом халате
Буквально за 15 минут до того, как мы приехали делать репортаж из ССМП, зафиксирован сложный вызов: плохо пожилой женщине, больной сахарным диабетом. Она не в силах дойти до телефона и до двери, еле достучалась до соседей снизу — била в пол, те вызвали «Скорую», а «Скорая», в свою очередь, своих постоянных коллег по тяжёлым случаям — службу МЧС. Спасатели вскрыли дверь, бабушке была оказана своевременная квалифицированная помощь.
Случай на производстве
Мы с фотокором Володей Макушкиным оказываемся на другом вызове. С кардиологической бригадой, доктором Ольгой Кругловой и фельдшерами Наташей Павловой и Инной Новосёловой, спешим в Старый город. Там в одном из цатковских гаражей «Скорую помощь» ждёт 50–летний водитель с резко подпрыгнувшим давлением. Гараж ищем предельно долго. Пункт прибытия никак не отыщет даже опытный водитель «скорой»: ориентиры не совпадают — нет рядом с нужными воротами какого–то цементовоза и ещё чего–то важного.
Плутаем в наступивших сумерках туда–сюда–обратно по путанному Старому городу и его техническим лабиринтам — всё тщетно. В итоге оказывается: предрейсовая медсестра той организации, где водитель по состоянию здоровья не смог выйти на линию, неверно назвала адрес, указав диспетчеру «Скорой» улицу
и номер дома головного офиса конторы, а не требуемого гаража. Пока ситуация проясняется, проходят драгоценные минуты, десятки минут...
Нужный нам гараж оказывается у чёрта на куличках — в противоположной стороне от места, которое мы «окучивали» первоначально. И здесь тоже находим его не с первого раза. Ну почему никто в промышленных зонах никогда не встретит «скорую», не выйдет на трассу, не помашет рукой, — мол, сюда, сюда, ждём?! Слава Богу, что за эти 40 минут «простоя» и нашего «пробега» человеку не стало хуже...
...Мужчине с давлением 200 на 110 делают кардиограмму, нужную инъекцию, дают таблетки под язык — всё как полагается. Из крошечного разговора с больным выясняется, что в начале смены он понервничал: формулировка — «производственные отношения». Ещё через полчаса наша «карета» уже везёт его в поликлинику на Солнечный. Больничный ему обеспечен на сто процентов: гипертонический криз — дело опасное.
Сразу две
Далее следует вызов на Лауреатов. Линейная бригада приехала на место, но не справилась: потребовалась «наша», кардиологическая. Бледная женщина в дальней комнате жалуется на недомогание, боли в сердце,«острый живот»: все признаки прединфарктного состояния.
Обе бригады, шесть медиков, кружат над ней, как пчёлки. Когда всё, что можно было оперативно сделать на месте, предпринято, доктор Круглова предлагает больной госпитализацию. В Оганер так в Оганер: согласие следует почти мгновенно (личные вещи уже собраны — ещё до приезда «Скорой» родные почувствовали всю серьёзность положения).
«Скорая» и сейчас в пути — в эту минуту и в следующую... Кого–то везёт, кому–то в дороге делает кислородную маску — доставляет, спасает, «откачивает», как говорят в народе. Народ, не требуй от неё волшебства — она не Господь Бог, но уважай и будь благодарен её людям за безотказность, честность и содействие. Народ, не хами ей — у неё так много искалеченных и беспомощных. И не забывай о ней — именно её служащие первыми спасают наши тела. А иногда и души.


[Предыдущая статья] [Следующая статья] [В начало]

Реклама и объявления в газете зпПЛЮС

Яндекс цитирования
Besucherzahlerukrainian mail order brides
счетчик посещений
Бесплатный Онлайн Сервис

 

Используются технологии uCoz